Фонд Карнеги — Стратегия для ЕС: «Холодный мир» с Россией

С момента распада СССР стратегия ЕС в отношении России заключалась в помощи в переходе к демократии и рыночной экономике и в итоге евроинтеграции — например, благодаря усилиям Европы Россия вошла в G8 и ВТО. Россия была в центре внимания ЕС на Востоке в ущерб прочим постсоветским странам (за вычетом стран Балтии). Нынешняя авторитарная и агрессивная Россия, ведущая антизападную пропаганду — признак того, что эта стратегия провалилась. Ульрих Спек, приглашенный исследователь отделения Фонда Карнеги в Брюсселе, рекомендует ЕС в этих условиях переключить внимание на прочие страны Восточной Европы.

Анализируя поведение России, Спек упоминает два мнения. Согласно первому, российская агрессия — следствие отказа США признавать Россию равной державой и ее право на «сферу влияния». Она лежит в русле российского имериализма и теориии о «многополярном мире». Укрепившись, Россия стремится создать «СССР-Лайт». Вторая точка зрения заключается в том, что агрессия против Украины — защитная реакция, подавление клептократическим режимом демократии у своих границ, создание «буферной зоны» против Запада и восстановление собственной легитимности через национализм как попытка избежать «цветной революции» в самой России.

Спек полагает, что эти точки зрения не противоречат друг другу, и что агрессия против Украины — своего рода превентивный удар, поскольку успешная демократическая и рыночная Украина может стать альтернативой кремлевскому режиму и разрушить ту самую «сферу влияния».

Первым элементом новой стратегии ЕС должно стать отражение российской агрессии и стабилизация соседей РФ, которым она может угрожать. При этом Брюссель должен сотрудничать с Москвой по вопросам общих интересов и оставлять возможность вернуться к конструктивному диалогу. ЕС должен защищать свое единство, усиливать внешнюю политику и сотрудничать с США по вопросам России и Восточной Европы.

Российскую агрессию, по мнению автора, нельзя остановить прямым военным конфликтом, поэтому оружием становятся экономические и личные санкции. Цель их двоякая: во-первых, демонстрация готовности Запада противостоять РФ единым фронтом, невзирая на цену, и провала российской политики «разделяй и властвуй» в отношении Европы. Во-вторых, санкции предотвращают эскалацию конфликта в Украине со стороны РФ, а в идеале, хоть это и маловероятно, должны убедить ее вернуться к статусу-кво. Поставки оружия Украине, по мнению Спека, также повышают цену захвата Россией новых территорий, поэтому ЕС отказался от них зря. Но в любом случае, любая агрессия в отношении соседей России должна вызывать жесткую и понятную для Кремля реакцию Запада — только так можно предотвратить дальнейшую эскалацию, чтобы потом не пришлось реагировать еще сильнее.

При этом главный долгосрочный ответ на российскую агрессию — стабилизация ее соседей посредством реформ и переключения внимания ЕС с России на Восточную Европу. Именно слабость стран становится поводом для российской агрессии, а сила ее предотвращает. Пример — Украина с ее слабой армией, незащищенной границей, недоверием части населения к коррумпированной и плохой в управлении центральной власти.

Помимо внутренних причин такого состояния, Украина после распада СССР также получила недостаточно поддержки Запада, занимавшегося тогда Россией. Запад стал уделять этим странам внимание только после революция в Грузии и Украине и агрессии России против Грузии. При этом вклад ЕС в рамках «Восточного Партнерства» был явно недостаточным, поскольку никто не хотел лезть в условную «сферу влияния России». ЕС пришлось плотнее заниматься этим регионом только после событий Евромайдана и угрозы миру в Европе со стороны РФ.

Признание права России на «сферу влияния», полагает Автор, стало главной ошибкой ЕС, и теперь Европе следует укреплять государства в регионе, вкладываться в их реформы и строительство демократии. Только сильные и демократические Украина, Молдова и Грузия смогут отразить влияние России на своих граждан, включая меньшинства.

Однако этот конфликт не должен привести к полному разрыву отношений с Россией. От экономического сотрудничества никуда не деться: Европе нужны российские энергоносители, России — технологии и потребительские товары. Это делает их отношения более прагматичными. Впрочем, такие экономические отношения ЕС и Евразийского Союза возможны только в случае, если Россия перестанет использовать последний как инструмент влияния на страны бывшего СССР. Хотя ЕС должен привлекать российские инвестиции, любая экономическая деятельность не должна нарушать нормы ЕС или служить инструментом российской внешней политики против ЕС. Во внешней политике нужно стремиться к сотрудничеству, но нельзя питать лишних иллюзий — если Россия в собственных интересах сотрудничает с Западом по проблеме Ирана, то по Сирии разногласия фундаментальные.

В любом случае широкое партнерство с Россией придется отложить до лучших времен, по крайней мере до завершения правления Путина, который, вероятно, останется у власти еще долго и точно не изменит отношения к Западу. Однако отказываться от идеи модернизации и евроинтеграции России нельзя, тем более что ЕС работает над этим более 20 лет. Главное для этого — не превращать противостояние с путинским режимом в конфликт с российским народом, взаимодействовать с российским гражданским обществом через программы и облегчение виз, не ослабляя санкционного давления на режим. Еще один важный момент — никакой возможный компромисс с Россией не может включать сдачу части суверенитета других стран — именно в этом была ошибка ЕС, ставшая одной из причин нынешнего кризиса.

Стратегический ответ на вызовы в Восточной Европе невозможен без сотрудничества с США — самым мощным игроком на мировой арене, разделяющим многие ценности ЕС и обладающим жесткой силой, способной подкрепить мягкую силу Европы, без чего нельзя установить лимит российской агрессии. В любом случае совместные усилия Запада эффективнее индивидуальных действий каждой страны или блока, что и было продемонстрировано благодаря сотрудничеству, в первую очередь, Вашингтона и Берлина. Следующий шаг — стратегическое сотрудничество по развитию Восточной Европы и по многим другим вопросам, например, в формате саммитов США-ЕС с участием не только структур ЕС, но и европейских государств.

Чтобы эффективно противостоять агрессии России, ЕС должен объединиться и усилить свою внешнюю политику с привлечением всех глав государств в рамках Совета Европы во главе с Дональдом Таском. Необходима и борьба с российским шпионажем и влиянием в странах ЕС, угрожающим расколом Европы. При этом борьбой с кремлевской пропагандой в демократических странах должно заниматься гражданское общество, хотя государство может оказывать ему содействие, например, поддержкой независимых СМИ.

Чтобы ослабить влияние России на страны ЕС, зависимые от российских энергоносителей, необходимо создать общий энергетический рынок и диверсифицировать источники энергоносителей. К формирующим энергетическую политику факторам, помимо ценовых и экологических, должны добавиться и геополитические, поскольку энергозависимость теперь стала оружием.

Главная сложность для ЕС — неизбежная долгосрочная конфронтация с Россией, поставившей себя вне системы европейского и международного права. Это тем более сложно, что в основе проекта евроинтеграции — стремление избежать конфликтов. Взамен последним Европа стремится создать сферу взаимовыгодного сотрудничества, но Москва отвергает приглашения стать ее частью. Если Россия добьется успеха, другие страны, например, Китай, Турция и Иран также станут нарушать систему международных договоров и кроить себе сферу влияния. Это будет тот самый «многополярный мир», где сильные страны могут безнаказанно подчинять слабые. Именно поэтому так важно противостоять агрессии РФ и укреплять систему международных договоров, основанную на суверенитете, территориальной целостности и равенстве прав стран.

Самый простым выходом для ЕС было бы оставить постсоветское пространство на милость России и укреплять восточную границу НАТО. Но это приведет к постоянным вялотекущим войнам в Восточной Европе, поскольку страны бывшего СССР, создавшие новую идентичность, так просто России не сдадутся. Последняя, в свою очередь, станет еще более империалистической, агрессивной и милитаризованной. При таком соседстве ЕС не добъется ни безопасности, ни процветания. Только наращиваня влияние и укрепляя Украину, Молдову и Грузию и расширяя сферу демократии и рынка, ЕС может включить их в свою сферу сотрудничества и процветания. Это, подытоживает автор, задача на целое поколение и самое серьезное до сих пор испытание для ЕС.

Источник

Реклама