Интервью со свидетелем, сфотографировавшим след ракеты «Бук»

Свидетель MH17: «моя цель — справедливость».

Житель Восточной Украины услышал громкий взрыв, когда был сбит MH17. Вскоре после этого он сделал несколько фотографий, свидетельствующих о том, что самолет был сбит с территории, контролируемой пророссийскими повстанцами. Журналист Олаф Кунс поговорил с ним.

Вы можете рассказать, что произошло 17-го июля?
«В этот день ничто не предвещало ничего необычного. Утром я встал и пошел на работу. В 4 часа дня я вернулся домой. В 16:20 я услышал взрыв. Первый взрыв был не очень сильным. Где-то 15 секунд спустя раздался второй взрыв, он был гораздо громче, окна затряслись.

Что вы сделали, когда услышали взрыв?
«Во взрывах тогда не было ничего необычного. Но этот взрыв был совсем другим. Он был совсем не похож на те, что мы слышали ранее. Я тут же захотел посмотреть, откуда раздался этот звук. Что взорвалось? Где? Что? Как? Я побежал на лоджию. Я огляделся и ничего не увидел.

Я сфотографировал белый след в воздухе. Тогда я не знал, что это значит. Для меня это был просто белый след: он шел от горизонта вверх к облакам. Только спустя некоторое время стало понятно, что это было.

Сколько времени прошлом между взрывом и временем снимка?
«Я думаю, после взрывов прошло около минуты. Возможно, еще меньше, около 30 секунд».

Вы были один?
«На балконе был только я. Но другие жители дома тоже вышли на балконы. Из каждого окна кто-то выглядывал.

Выходит, другие люди тоже видели след?
Да, да.

Возможно, кто-то еще его сфотографировал?
«Это вполне возможно. Но на тот момент, 17-го июля, в городе ходили слухи, что фотографировать небезопасно. Говорили: не фотографируйте, если не хотите оказаться «в неприятной ситуации». На тот момент город уже был оккупирован. На здании администрации висел флаг, и он не был украинским.

Фотоаппарат, на который вы сделали снимки, все еще при вас?
Я связался с другом и передал ему фотографии, включая оригиналы. Этот друг связался с СБУ, и они заинтересовались фотографиями. Он передал их СБУ. После этого мне пришлось объяснить подробности о фото и передать им фотоаппарат.

Они выплатили вам компенсацию? 
Для замены? Конечно. Они выплатили мне стоимость фотоаппарата.

Вы сделали копии для себя?
Конечно. Но мне пришлось отдать им и флеш-карты.

И после этого вы отправились в Киев?
Да, сначала я говорил непосредственно с СБУ. После этого со мной через СБУ связались представители международного комитета расследования. Это было в начале августа, тогда же, когда я передал им камеру. СБУ она была не нужна, так что они отдали ее голландским исследователям. Те попросили у них камеру.

Исследователи говорили с вами?
Да, я имел подробный разговор с исследователями из международного комитета. Их было двое: один голландец, а другой австралиец. Мы говорили около трех часов, разговор записывался на видеокамеру.

Как вы думаете, могут ли они использовать ваш материал?
Да, я думаю, они его используют. Эти фотографии — косвенные улики. Больше нет фотографий, доказывающих, что в этой зоне был пуск БУКа. Хотя все знают правду, других доказательств нет.

Почему вы согласились на это интервью?
Я хочу справедливости. Я хочу, чтобы те, кто сделал это, получили по заслугам.

Вы верите, что так и будет?
Я думаю, что правда восторжествует, что бы ни случилось.

Источник

Перевод на английский язык